Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 06.05.2024, 05:44
Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Курс ЦБРФ

Скорость интернета

Информация

Погода

Фото этой минуты

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

FAQ

Главная » FAQ

В Жилищном кодексе РФ в качестве целей управления указаны: обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание и пользование общим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг. Традиционно под управлением понимаются все формы и способы воздействия субъекта на объект. В рамках жилищных отношений субъектом управления являются собственники многоквартирного дома, а объектом управления – многоквартирный дом, состоящий из жилых помещений (квартиры и комнаты) и нежилых. Кроме этого в составе многоквартирного дома имеется общее имущество собственников. 

Управление многоквартирным домом – это деятельность собственников помещений или уполномоченных ими организаций по его эксплуатации и улучшению.

Действующий Жилищный кодекс закрепил обязанность собственников жилья выбрать способ управления многоквартирным домом. Это связано с тем, что вместе с правом собственности на имущество у собственников имеется обязанность по его надлежащему содержанию и ответственность за то, чтобы это имущество не нанесло вреда здоровью или имуществу других лиц. Многоквартирный дом не может оставаться без управления. Поэтому если сами собственники по каким-либо причинам не выполняют обязанности по выбору способа управления, то за них такой выбор должны будут сделать органы государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ.

Управление многоквартирным домом может осуществляться тем или иным порядком с использованием различных методов, то есть разными способами. В жилищном кодексе выделены следующие способы, один из которых обязаны выбрать собственники: 

• непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 

• управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 

• управление управляющей организацией. 

Способ управления может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания.

При непосредственном управлении реализация выбранного способа подтверждается заключением собственниками помещений или уполномоченным ими лицом договоров, предусмотренных Жилищным кодексом РФ. При выборе способа управления товариществом собственников жилья или потребительским кооперативом критериями реализации будет получение свидетельства о государственной регистрации ТСЖ или жилищного кооператива и наличие заявлений о членстве в ТСЖ от собственников, обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов. 

Если собственники помещений выбрали на общем собрании способ управления управляющей организацией, но не выбрали конкретную организацию или не заключили с выбранной управляющей организацией договор управления, то способ управления не будет считаться реализованным.

Если собственники помещений многоквартирного дома не выбрали или не реализовали способ управления многоквартирным домом, то органы местного самоуправления обязаны провести открытый конкурс по выбору управляющей организации. 

Конкурс должен проводиться в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ №75 от 6 февраля 2006 года.

Непосредственное управление – это управление без посредников, самостоятельно, под свою ответственность. Непосредственный способ управления изначально предназначался для домов с небольшим количеством квартир, в которых собственники могут без затруднений собираться на общее собрание. При таком способе каждый из собственников самостоятельно заключает договоры на поставку тепла, электроэнергии, воды, газа и водоотведение. Договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме собственники помещений заключают на основании решений общего собрания. От имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами может действовать один из собственников помещений или иное лицо, имеющее доверенность в письменной форме, выданную ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.

ТСЖ – это юридическое лицо, некоммерческая организация, которую собственники могут создать в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. На общем собрании собственников утверждается Устав. Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества. Только общее собрание вправе утверждать годовой план финансовой деятельности товарищества, а также отчет о выполнении такого плана, представляемый ревизионной комиссией ТСЖ. Правление избирается из числа членов товарищества на срок не более двух лет. Из своего состава правление избирает Председателя, который действует без доверенности от имени товарищества. Правление отчитывается о своей деятельности перед общим собранием собственников. 

Быть членом ТСЖ собственнику не обязательно. Однако только члены ТСЖ могут принимать участие в общем собрании, решения которого для них обязательны. А поскольку ТСЖ, созданное в многоквартирном доме, может существовать только при условии, что членами товарищества являются собственники помещений дома, обладающие большинством голосов от общего числа голосов собственников, то принятые на общем собрании членов ТСЖ решения будут обязательными для всех собственников. 

В одном многоквартирном доме может быть создано только одно товарищество собственников жилья. При этом ТСЖ может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов.

Управляющая организация – юридическое лицо любой организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления. 

Управление многоквартирным домом как функция собственников помещений включает в себя: постановку целей, планирование мер по их достижению, осуществление действий по реализации намеченных мер, координацию и стимулирование деятельности непосредственных исполнителей, в том числе привлекаемых лиц, а также контроль достижения планируемых результатов. 

Собственники помещений имеют возможность выбирать управляющую организацию и контролировать ее деятельность на основании договора управления, в котором закрепляется ответственность за надлежащее исполнение обязательств управляющей организации. Следует отметить, что многоквартирный дом может обслуживать только одна управляющая организация. 

Управляющая организация приобретает коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо), предоставляет коммунальные услуги, отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Когда в качестве способа управления выбрана управляющая организация, договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме, с одной стороны, управляющей организацией и, с другой стороны, собственниками помещений в многоквартирном доме. Один экземпляр договора находится у собственника помещения, а другой – у управляющей организации. Согласно этому договору управляющая организация в течение срока, указанного в договоре, за плату выполняет работы и оказывает услуги, связанные с надлежащим содержанием, эксплуатацией, ремонтом общего имущества многоквартирного дома, благоустройством земельного участка, на котором расположен дом, а также предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений. В одном многоквартирном доме условия договора должны быть одинаковыми для всех собственников и утверждаться общим собранием при выборе способа управления и управляющей организации. В договоре должны быть указаны: 

состав общего имущества многоквартирного дома; 

перечень необходимых работ и услуг; 

порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 

порядок контроля за выполнением обязательств управляющей организации; 

условия договора, установленные общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме; 

срок договора, который не может быть меньше одного года и больше пяти лет. 

В случае, когда общее собрание способом управления выбрало ТСЖ или кооператив, последние могут заключить договор управления с управляющей организацией от собственного имени, но в интересах собственников помещений в многоквартирном доме. 


Зачем нужно заключать договор управления?  

Управление многоквартирным домом – это сложный процесс. Некоторые виды работ должны выполняться высококвалифицированным инженерным персоналом, в соответствии с требованиями безопасности. Как правило, профессиональные управляющие организации имеют необходимое материально-техническое и кадровое обеспечение, позволяющее решать различные задачи, возникающие при управлении многоквартирным домом. Это касается и чрезвычайных ситуаций, которые иногда бывают в повседневной жизни. От способности организовать и обеспечить эффективное управление в значительной мере зависит уровень комфорта и безопасности жителей в многоквартирном доме. 

Крайне важно нести ответственность за надлежащее управление и содержание. Решение всех этих задач собственникам может обеспечить заключение договора с профессиональной управляющей организацией, имеющей хорошую деловую репутацию. 

Договор управления в обязательном порядке должен содержать права и обязанности сторон: управляющей организации и собственников или жилищного объединения (ТСЖ, ЖСК, ЖК и т.д.). Жилищным законодательством определены обязанности управляющей организации, которые можно разделить на следующие группы: 

оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме; 

предоставлять коммунальные услуги собственникам и прочим пользователям помещений; 

осуществлять иную деятельность по управлению домом, направленную на достижение целей управления, обозначенных в жилищном законодательстве. Некоторые услуги могут оказываться в случае достижения соглашения между сторонами договора управления. 


Что должна делать управляющая организация по содержанию дома?  

В составе услуг управляющей организации по надлежащему содержанию и ремонту можно выделить: 

Обеспечение поставки энергоресурсов (тепло, электроэнергия, газ) и воды, а также обеспечение водоотведения (канализация) по внутридомовым сетям (трубы для подачи холодной и горячей воды, газа, канализационные стоки, различные кабели и электропровода), контроль за соответствием исполнения договоров по количеству и качеству поставляемых ресурсов; 

Планирование и организация работ по техническому обслуживанию, подготовке к сезонной эксплуатации многоквартирного дома и дворовой территории собственными силами или с привлечением подрядных организаций (обслуживание лифтового хозяйства, вентиляции и противопожарных систем, вывоз и обезвреживание мусора, уборка и санитарное содержание, уход за элементами озеленения и благоустройства); 

Учет объема и качества, а также осуществление приемки работ, выполняемых подрядчиками; 

Планирование и организация текущего и капитального ремонта; 

Обеспечение целевого и рационального использования бюджетных средств – в случае их выделения управляющей организации; 

Ведение технической документации по зданиям, сооружениям, коммуникациям и иным объектам, технические осмотры и обследования; 

Работа с населением по вопросам соблюдения правил пожарной безопасности, электробезопасности и правил пользования системами инженерного оборудования; 

Рассмотрение жалоб и устранение недостатков в обслуживании; 

Сопровождение процессов переустройства помещений в многоквартирном доме в целях предупреждения ущерба; 

Диспетчерское обслуживание дома в целях оперативного устранения аварийных ситуаций; 

Расчет и учет платежей за жилищно-коммунальные услуги; 

Организация и/или участие в проведении массовых мероприятий.

В соответствии со ст.143 ЖК РФ членство в ТСЖ возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в ТСЖ. Таким образом, членом ТСЖ может быть собственник, подавший заявление о вступлении в ТСЖ.

Для руководства деятельностью общее собрание членов ТСЖ избирает правление, которое в свою очередь избирает из своего состава председателя ТСЖ. Таким образом, председателем ТСЖ может быть собственник помещения из состава правления ТСЖ, являющийся членом ТСЖ. Уставом ТСЖ может быть предусмотрено, что данный вопрос относится к решению общего собрания членов ТСЖ (ст.145 ЖК РФ).

В соответствии со ст.136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создавать только одно товарищество собственников жилья (ТСЖ). Решение о создании ТСЖ принимается собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании. Таким образом, в одном многоквартирном доме может быть создано одно ТСЖ. 


Обязана ли управляющая организация отчитываться перед собственниками помещений о своей деятельности по управлению многоквартирным домом?  

Да, обязана. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

Выбор способа управления осуществляется собственником помещений через общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме. 

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено: 

- в очной форме, то есть при совместном присутствии собственников помещений в конкретном месте и в конкретное время для обсуждения вопросов, поставленных на голосование; 

- в форме заочного голосования – без совместного присутствия собственников помещений путем передачи в письменной форме решений собственников по поставленным на голосование вопросам (ст. 47 ЖК РФ). Форма заочного голосования применима при решении любых вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания.  

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, является обязательным для всех собственников помещений. 


На что следует обратить внимание собственникам помещений в многоквартирных домах при выборе управляющей организации?  

В Новосибирске существует реестр добровольной регистрации управляющих организаций, а так же проводится добровольная сертификация управляющих организаций. 

К основным критериям выбора управляющей организации можно отнести опыт работы в данной сфере; количество обслуживаемых домов; количество и квалификацию персонала; наличие специализированной техники. Рекомендуется также уделить внимание тому спектру услуг, которые оказывает управляющая организация. 

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги производится ежемесячно до 10 числа на основании платежных документов в кассу управляющей организации. Либо путем безналичного расчета через сберкассы и банки.

Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления домом с управляющей организацией, выбранной по результатам конкурса.

Собственник – это гражданин или юридическое лицо, у которого возникло право собственности на недвижимое имущество.

Если недвижимость приобретена до 01.02.1998года, т.е. до даты вступления в силу закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государство признает за лицом его право собственности на это имущество на основании одних лишь право устанавливающих документов без последующей государственной регистрации и получения свидетельства.

По сделкам с недвижимостью, совершенным после 1 февраля 1998 года, только акт государственной регистрации влечет за собой признание прав лица на объекты недвижимости. Поэтому, если гражданин приватизировал квартиру после 01.02.1998 года, но не зарегистрировал свое право и не получил свидетельство о праве собственности в Учреждении Юстиции, то он де-юре не является собственником своей квартиры и произвести какие-то действия с собственностью (продажа, дарение) он не сможет.

Права и обязанности собственников и нанимателей жилого помещения регламентируются ст. ЗО и ст.67 ЖК РФ. Согласно п.1 ст. ЗО ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Кроме того, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества в соответствующем многоквартирном доме.

Также, согласно п.2 ст.31 ЖК РФ, право пользования жилым помещением наравне с его собственником имеют члены его семьи. Пункт 1 ст.31 ЖК РФ относит к членам семьи собственника жилого помещения проживающих совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей. Членами семьи собственника могут быть признаны и другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях – иные граждане, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между ними (п.4 ст.31 ЖК РФ).

Законом установлено, что приватизация жилых помещений производится исключительно на добровольной основе и с согласия всех проживающих на данный момент в квартире. В случае отказа хотя бы одного из проживающих участвовать в приватизации квартира не приватизируется. Если квартира не будет приватизирована, как это предусмотрено законом, она становится муниципальной собственностью.

Проживающие в не приватизированной квартире члены семьи имеют равные с нанимателем по договору социального найма права по пользованию жилыми помещениями, в том числе и после окончания установленного срока приватизации (1 января 2010 года).

Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право, согласно п.1 ст.67 ЖК РФ, вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; сдавать жилое помещение в поднаем; разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов; осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения; требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, в отличие от собственника жилья, который может вселить в свою квартиру на правах члена семьи любого, наниматель может сделать это лишь в отношении супруга, детей, родителей. Другие родственники и просто близкие люди могут быть признаны членами семьи только при наличии определенных условий (например, ведение с нанимателем общего домашнего хозяйства). После смерти нанимателя не приватизированной квартиры любой взрослый дееспособный член семьи может претендовать на заключение договора социального найма именно с ним. В приватизированной квартире после смерти собственника часто возникают очень сложные наследственные правоотношения, ведь собственников может оказаться несколько.

К плюсам приватизированной квартиры можно отнести то, что разведенный супруг, как правило, не сохраняет право на площадь в квартире в том случае, если другой супруг – собственник. В не приватизированной квартире бывший член семьи нанимателя, как правило, продолжает пользоваться теми же правами, что и прежде.

Если дом сносят, то нанимателям предоставляется равнозначная благоустроенная квартира, а у собственников жилье выкупается по рыночной цене, если не оговорено иное (например, предоставление жилого помещения взамен). Процедура выкупа и оценки могут затягиваться надолго, порой на годы. И только если у органов местного самоуправления есть возможность, собственнику может быть предоставлено жилье с зачетом стоимости того жилого помещения, которым он владеет.

И еще важная информация для тех, кто не определился, приватизировать или нет. Приватизированную квартиру, согласно нормам гражданского и жилищного права, можно продать, подарить, завещать, распорядиться ею любым иным законным способом, чего нельзя сделать с не приватизированным жильем. Так что стоит все тщательно взвесить – и принять решение. Тем более что времени осталось немного: до 1 января 2010 года. В то же время не ясно, что будет после окончания срока бесплатной приватизации. Платная приватизация? По какой цене и каким нормам? На этот и другие вопросы ответа пока нет.

В соответствии с частью 4 статьи 69 ЖК, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя, но продолжает проживать в занимаемом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Также временное отсутствие нанимателя и членов его семьи не влечет за собой изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.

Бывший член семьи нанимателя может быть признан утратившим право на проживание только на основании части 3 ст.83 ЖК в том случае, если он выехал на иное постоянное место жительства и тем самым добровольно отказался от своих прав и обязанностей, предусмотренных договором социального найма.

В соответствии с частью 4 статьи 69 ЖК, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя, но продолжает проживать в занимаемом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Также временное отсутствие нанимателя и членов его семьи не влечет за собой изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.

Бывший член семьи нанимателя может быть признан утратившим право на проживание только на основании части 3 ст.83 ЖК в том случае, если он выехал на иное постоянное место жительства и тем самым добровольно отказался от своих прав и обязанностей, предусмотренных договором социального найма.

Действительно, согласно п.6 ст.42 ЖК РФ, при продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат в данной коммунальной квартире имеют преимущественное право покупки отчуждаемой комнаты в порядке и на условиях, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации. То есть, приняв решение о продаже своей доли, вы сначала должны предложить купить ее своим соседям. Если они не соглашаются на ваши условия, то следует у нотариуса заверить их отказ от покупки. Затем вы можете на тех же условиях предложить свою долю любому постороннему лицу.

Если вы не сделали вышеуказанного, а сразу продали долю третьим лицам, такая сделка может быть оспорена соседями: они в суде могут потребовать перевода прав покупателя на себя, правда, если у них имеется соответствующая сумма для покупки вашей доли.

В ст. 57 ЖК РФ установлено три категории граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, а именно граждане, чьи помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний (например, туберкулез) при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Перечень заболеваний устанавливается Правительством РФ.

Действительно, согласно п.6 ст.42 ЖК РФ, при продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат в данной коммунальной квартире имеют преимущественное право покупки отчуждаемой комнаты в порядке и на условиях, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации. То есть, приняв решение о продаже своей доли, вы сначала должны предложить купить ее своим соседям. Если они не соглашаются на ваши условия, то следует у нотариуса заверить их отказ от покупки. Затем вы можете на тех же условиях предложить свою долю любому постороннему лицу.

Если вы не сделали вышеуказанного, а сразу продали долю третьим лицам, такая сделка может быть оспорена соседями: они в суде могут потребовать перевода прав покупателя на себя, правда, если у них имеется соответствующая сумма для покупки вашей доли.

В ст. 57 ЖК РФ установлено три категории граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, а именно граждане, чьи помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний (например, туберкулез) при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Перечень заболеваний устанавливается Правительством РФ.

В перечень работ, относящихся к текущему ремонту жилых домов входит:

Фундаменты: устранение мелких деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входы в подвалы.

Стены и фасады: герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; ремонт и окраска фасадов.

Перекрытия: частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска.

Крыши: устранение неисправностей стальных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.

Лестницы, балконы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей: восстановление или замена отдельных участков и элементов.

Центральное отопление: установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов внутренних систем центрального отопления, включая домовые котельные.

Водопровод и канализация, горячее водоснабжение: установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях.

Электроснабжение и электротехнические устройства: установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит.

Внешнее благоустройство: ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха.

Жилищным кодексом определен порядок перевода этих помещений и установлен полный пакет документов, который необходимо представить при переводе таких помещений из одного статуса в другой. Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое осуществляется органами местного самоуправления. Таким органом на местах является городская либо районная администрация, которая является органом местного самоуправления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2005 года № 502 утверждена форма уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение.

В соответствии со ст. 23 Жилищного кодекса РФ для перевода жилого помещения в нежилое собственник предоставляет в орган, осуществляющий перевод помещения следующие документы: заявление о переводе помещения, правоустанавливающие документы на переводимое помещение, план переводимого помещения с его техническим описанием, поэтажный план дома.

В соответствии с «Правилами пожарной безопасности в Российской федерации ППБ 01-93» от 31.01.1994 г. и СНиП II-89-80 и СНиП II-97-76 минимальное расстояния от многоэтажных жилых домов и вспомогательных зданий до складов угля (в том числе сараев) в зависимости от степени огнестойкости должно соответствовать от 9 м до 15 м. Так же обязательно должна быть обеспечена возможность проезда пожарных машин.

В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления) минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органами местного самоуправления.

В соответствии с «Положением о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска», утвержденным решением городского Совета № 94 от 28.09.2005 г., норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Новосибирске устанавливается в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1. Члены семьи нанимателя, собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения. 

2. Граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения либо собственники жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

3. Граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

4. Члены семьи нанимателя, собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения, проживающие в квартире занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. 

По договору социального найма и на основании пп.2 п.2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение. Таким образом, если квартира муниципальная, то капитальный ремонт общего имущества оплачивается за счет средств муниципалитета.

Согласно закону РФ «О налогах на имущество физических лиц» налогом на имущество физических лиц облагаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения сооружения, помещения. Следовательно, собственники таких объектов недвижимости обязаны уплачивать налог на имущество.

В соответствии с ч.1 ст.209 Гражданского Кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник также несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Ст.30 ЖК РФ устанавливает права и обязанности собственников жилого помещения, такие как: право владения, пользования и распоряжения жилым помещением, обязанность по содержанию данного жилого помещения. Иными словами, собственники жилых и нежилых помещений пользуются равными правами и несут обязанности в соответствии с действующим законодательством.

С момента введения в действие Жилищного кодекса РФ, сформированный земельный участок в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (ст.36 Жилищного кодекса РФ).

Поэтому, став собственниками земельных участков, граждане в соответствии с Налоговым кодексом РФ стали плательщиками земельного налога.

Величина налога определяется умножением ставки налога и налоговой базы, в качестве которой выступает кадастровая стоимость земельного участка, размер которой зависит от площади участка, его месторасположения и функционального использования, налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Поэтому сумма, которую придется платить собственнику квартиры, будет зависеть от того, какова доля его квартиры в общей площади многоквартирного дома.

В перечень работ, относящихся к капитальному ремонту жилых домов, входят:

– Обследование жилых зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ).

– Ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов).

– Модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка с учетом разукрупнения многокомнатных квартир; устройства дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшения инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь); замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м., ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50% и др.

– Утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров);

– Замена внутриквартальных инженерных сетей.

– Установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей).

– Переустройство не вентилируемых совмещенных крыш.

– Авторский надзор проектных организаций за проведением капитального ремонта жилых зданий с полной или частичной заменой перекрытий и перепланировкой.

– Технический надзор в случаях, когда в органах местного самоуправления, организациях созданы подразделения по техническому надзору за капитальным ремонтом жилищного фонда.

– Ремонт встроенных помещений в зданиях.

В соответствии со ст.44 Жилищного Кодекса РФ решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома принимается на общем собрании собственников. Собственники представляют управляющей организации протокол общего собрания о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. В протоколе о принятии такого решения должна быть отражена следующая информация: оплата расходов на капитальный ремонт, срок начала капитального ремонта, необходимый объем работ. В свою очередь, управляющая организация подготавливает все необходимые документы для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в том числе предлагает на рассмотрение и утверждение собственникам смету на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. 

В том случае, если собственники заранее уведомляют управляющую организацию о проведении общего собрания по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, управляющая организация может предложить одновременно принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и утвердить смету на капитальный ремонт.

Все вопросы по организации капитального ремонта решают собственники помещений в многоквартирном доме. Решение о проведении капитального ремонта (срок начала, необходимый объем работ) и оплате расходов на него (стоимость материалов, порядок финансирования ремонта, сроки возмещения расходов) принимается общим собранием собственников с учетом предложений управляющей организации. При непосредственном управлении многоквартирным домом решение о проведении капитального ремонта также принимается общим собранием, а при управлении ТСЖ, жилищным кооперативом или специализированным потребительским кооперативом – органами управления соответствующей некоммерческой организации.

В соответствии с законом «О ветеранах труда Новосибирской области» № 127-ОЗ от 25.07.2003 г. ветераны труда Новосибирской области имеют право на меры социальной поддержки в виде оплаты:

1. в размере 50 процентов стоимости общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Новосибирской области;

2. в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение-канализация, теплоснабжение, газоснабжение и электроснабжение) в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления; 

3. ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, оплата в размере 50 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

При наличии в помещениях индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета. Соответственно, если в жилом помещении проживают граждане, которым в соответствии с законодательством за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки (ветераны труда 50%), размер платы уменьшается на величину скидки.

В соответствии с Постановлением Правительства «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» № 761 от 14.12.2005 г. предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа в случае неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение двух месяцев. Предоставление субсидии можно возобновить по решению уполномоченного органа после полного погашения задолженности по оплате услуг, либо необходимо представить в уполномоченные органы документы о неоплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг по уважительной причине. Уважительными причинами считаются задержка выплаты зарплаты, пенсии, стационарное лечение.

В настоящее время в Новосибирске действуют Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, которые утверждены постановлением Правительства № 285 от 13 мая 2006 г. 

Субсидия предоставляется в размере не менее:

35% расчетной (средней) стоимости жилья, для молодых семей, не имеющих детей, и 40% – для семей, имеющих 1 и более детей. 

Расчет размера субсидии производится исходя из размера общей площади жилого помещения. Для семьи численностью 2 человека – 42 кв.м.; для семьи численностью 3 и более человек – по 18 кв.м на каждого члена семьи.

Для получения дополнительной информации Вы можете обратиться в администрацию района по месту регистрации.

В соответствии с федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предоставляется льгота в виде 50% платы за коммунальные услуги, то есть за отопление, горячее и холодное водоснабжение. На членов семьи инвалида льгота не распространяется, то есть это персональная льгота.

Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 (далее – Правила) размер субсидии зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданами, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, но не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов, перечисленных в п.8 Правил.

В соответствии с правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства № 491 от 13.08.2006 г. замена лифтов и иного оборудования относится к капитальному ремонту. Решение о проведении капитального ремонта принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, плата за капитальный ремонт вносится собственником соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (ст. 158 ЖК РФ). 

В соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 (далее – Правила) размер субсидии зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданами, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, но не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Правилами также устанавливается, что плата за капитальный ремонт не включается в региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, внесение платы за капитальный ремонт не предполагает предоставление гражданам предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии со ст.44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к его компетенции относится, в том числе, принятие решений об установке прибора учета в многоквартирном доме, сроков установки, объемах работ, стоимости материалов, порядке финансирования работ, сроков возмещения расходов собственниками управляющей организации и иные вопросы.

Таким образом, установка прибора учета на многоквартирный дом управляющей организацией должна быть произведена на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Собственникам помещений в многоквартирном доме следует обратиться в управляющую организацию с просьбой предоставления надлежаще оформленного решения общего собрания собственников помещений в многоквартирного дома по вопросу установки прибора учета.

В период ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления коммунальных услуг, для расчета размера платы исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг. В случае, если ремонт прибора учета более 30 календарных дней, учет размера платы за коммунальные услуги за данный период рассчитывается по действующим тарифам, в соответствии с нормативом потребления, установленными законодательством.

Исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а в случае же непосредственного управления ресурсоснабжающая организация или иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы) 1 раз в 6 месяцев в заранее согласованное с потребителем время имеет право проверить правильность снятия показаний индивидуальных приборов учета и распределителей, а также их исправность и целостность на них пломб. В случае неоднократного отказа потребителем в допуске исполнителя для снятия показаний индивидуальных приборов учета или распределителей исполнитель направляет потребителю (в письменной форме) или вручает под роспись извещение о необходимости сообщить об удобных для потребителя дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей.

Потребитель обязан в течение недели со дня получения извещения, сообщить в письменной форме исполнителю о дате и времени снятия в течение месяца исполнителем показаний индивидуальных приборов учета или распределителей;

Если потребитель не ответил, исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, начиная с месяца, в котором была проведена последняя проверка, а также по общедомовым приборам учета.

Жилищный кодекс установил юридическую (то есть гражданско-правовую) ответственность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 14 ст. 155 ЖК). Это означает, что невнесение или неполное внесение оплаты может повлечь за собой правовые последствия вплоть до выселения в некоторых случаях из занимаемого жилья.

Должники обязаны уплатить и пени, и задолженности.

Нет, это по закону не допускается. ТСЖ или УК могут только через суд потребовать исполнения обязательств жильцом многоквартирного дома по оплате. Присужденные судом суммы будут взысканы в порядке исполнительного производства.

При исполнении решения суда о подобном взыскании оно может быть обращено и на имущество должника. Однако закон устанавливает некоторые ограничения: если находящаяся в собственности должника квартира является единственным пригодным для проживания помещением, то на это помещение взыскание обращено быть не может.

Менее оптимистичен закон в отношении проживающих по договору социального найма – с такими лицами подобный исход возможен. Выселение в этом случае за долги по квартплате может производить собственник жилого помещения (уполномоченные органы местного самоуправления). Такое выселение осуществляется только с предоставлением иного жилого помещения. Согласно ст.90 ЖК РФ, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. Так что в любом случае даже такого должника на улицу не выселят.

Пеня взимается на основании Жилищного кодекса РФ (п14. ст. 155) с лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Пеня устанавливается в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Управляющая компания (поставщик энергоресурсов) имеет право ограничить или даже полностью приостановить (но не отключить!) предоставление коммунальных услуг.

Приостановить предоставление услуг могут лишь в нескольких случаях: если у жильцов имеется долг по оплате одной или нескольких коммунальных услуг за срок, превышающий 6 месяцев; если обнаружено самовольное подключение к инженерным сетям; если стало известно, что жильцы используют более мощные, чем разрешено по техническому паспорту жилого помещения, электробытовые приборы.

Отключение осуществляется, если потребители предупреждены об этом за месяц.

Запрещается отключать три вида услуг: отопление, холодную воду и водоотведение. Временное отключение предоставления услуг допускается только при проведении ремонта инженерных сетей в доме.